(Окончательный
вариант)
РЕЗОЛЮЦИЯ Конференции
Творческого союза изобретателей – ТСИ
«Изобретатели и инновационная
политика» (Роль учёных и изобретателей в инновациях)
На V Санкт-Петербургском
Международном Инновационном Форуме – ПМИФ
Конференция изобретателей на V ПМИФ проводилась в зале 7-5, 27 сентября
2012г., где присутствовало 35 человек из 11 организаций и было заслушано
9 из 15 докладов учёных и изобретателей ТСИ и других организаций. Помимо
докладов о конкретных изобретениях были два доклада о проблемах организации
работы учёных и изобретателей, реализации их разработок и инновационной
деятельности в городе. Это доклады : Председателя профильной комиссии по
науке и ВШ ЗакСа, депутата, проф., д.с.н., вице-президента ПАНИ Воронцова
А.В. «О проблемах развития инновационной политики и деятельности в Санкт-Петербурге»
и Председателя Правления ТСИ, руководителя отд. Совета при профильной комиссии
ЗакСа, действит. Госсоветника СПб 3 кл., акад. ПАНИ Попова Ю.Г. «Проект
Закона «О научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге
разработан и должен быть принят». Конференция одобрила проект упомянутого
закона
Конференция констатирует:
1. Из докладов на Конференции выявилась неприглядная картина дискриминации
работы отдельных изобретателей и ТСИ в целом уже несколько лет правительственными
чиновниками города :
А. Из-за нулевой эффективности работы инновационного управления КЭРППиТ
в отношении всех инновационных проектов изобретателей-членов ТСИ как через
Комплексную программу, так и вне её,
Б. Многолетние попытки выселения со стороны КУГИ изобретателей с Очаковской,
8 вначале из-за надуманного снятия льготы с РФИ, а когда не получилось
этого, то ликвидации самого РФИ, а в дальнейшем, подвешивания ТСИ в состояние
неопределённости с арендным договором по этому адресу.
В процессе этой борьбы чиновные «инноваторы» не заметили ни одного из десятка
действующих инновационных продуктов ТСИ: таких, как гидроэлеватор «АВАРС»
изобретателя Галаничева Ф.Н. или сливного бачка изобретателя Гурьянова
В.С., которые сэкономили бы городу почти миллиард рублей/год, т.к.
-это действительно инновационные продукты.
В то же время миллиарды рублей затраченные на городскую инновационную инфраструктуру
(технопарк и бизнес-инкубатор «Ингрия», консультационный Центр, городской
венчурный фонд и две Промзоны в «Шувалово» и «Стрельне») не оправдали себя
- все они имеют формализованный характер, поскольку там вместо изобретателей
поместили резидентов, способных в отсутствие технологической базы и хотя
бы простейшей механической мастерской, разработать только компьютерные
инсталляции, т.е. виртуальный продукт, а продукт материальный – важный
для промышленности города они инкубировать не могут в принципе.
2. В нашем городе, (но не только у нас) в настоящее время существуют два,
независимых, потока развития интеллектуальной собственности и инновационной
деятельности:
1). Традиционный – изобретательский, безденежный, не подкреплённый
действиями органов исполнительной власти и держащийся только на духовной
и интеллектуальной силе, жизненном опыте и поддержке депутатов ЗакСа (а)
и
2). Чиновный, не имеющий новаций, но имеющий доступ к бюджетным и внебюджетным
ассигнованиям и ряд властных полномочий (б).
Эти потоки сейчас антагонистичны и ими движут разные мотивации, но в результате
погибнут и те и другие : первые из-за отсутствия средств для реализации
имеющихся у них идей, а вторые – из-за отсутствия настоящих конкурентных
разработок. Поскольку и те и другие хотят (по крайней мере на словах) усиления
своего – единого государства, необходимо прийти к какому-то согласию.
Для лучшего понимания, что натворили, куда идём, в чём компромисс и согласие
нужно обсуждение ошибок и находок. Перечислим ошибки чиновников, которые
не являются учёными или разработчиками, а только менеджерами-«экономистами»,
мало понимают в технических инновациях. Ниже эти ошибки:
1. Отсутствие стратегически важного инновационного продукта из инкубаторов
и Технопарков в Промзоны вынудило за деньги РОСНАНО и олигарха Прохорова
(около 5 млрд. руб.) купить немецкие разработки по светодиодам не стратегического
характера (Выехавшего в Германию Н. Леденцова из СПб Физтеха, где собственно
они и были разработаны), которые являются промышленными технологиями –
комплектующих для радиоэлектронных бытовых приборов фирм Юго-Восточной
Азии.
2. Провозглашение в Генплане города доктрины вывода за границы Санкт-Петербурга
– в Кронштадт всех заводов судостроения до 2015 г. (экономического расчёта
нет). Рушится целая традиционная для города отрасль промышленности. Хорошо,
что президент РФ В.В. Путин предотвратил это обрушение и подстраховал её
военными (Северная верфь и Адмиралтейский завод) и арктическими (Балтийский
завод) федеральными заказами на 10 лет. Для гражданского флота пока планов
нет.
3. Примером третьего малоэффективного городского инновационного проекта
чиновников следует признать создание «зарубежного автомобильного кластера»
из 5 автозаводов. Не только больших корпусов нет, а и рабочих мест чрезвычайно
мало (по 50 рабочих на сборке). Зато хозяева заводов иностранные
и вся прибыль от торговли уходит за рубеж. У нас остаются только пошлины.
Вот такую инновационную экономику внедрили наши ответственные чиновники
из КЭРППиТ. В Китае, где придумали такую схему – есть полный цикл изготовления
и 51 % акций – китайские и там можно говорить о кластере, у нас так говорить
нельзя!
4. Ещё одним «достижением» инновационной инфраструктуры Комитета экономики
явилось создание Фонда предпосевного инвестирования, который вначале рекламировали
(приставка пред.), в качестве «первой помощи» изобретателям и его так рекомендовали
сотрудники Комитета, вплоть до бывшего зам. Председателя Комитета, по инновациям
Толстова И. Л. Когда же ТСИ подал свои 9 инновационных проектов в этот
Фонд (директор Раяк М.Е.), тот отказал даже рассмотреть все 9 заявок ТСИ,
сославшись на документ «Инвестиционная политика Фонда», утверждённый б/вице-губернатором
М.Э. Осеевским, в котором инновационная организация определялась, как исключительно
коммерческая (противоречие с Федеральным законом № 127-ФЗ).
5. Некоммерческие организации (читай – ТСИ) вывели за скобки инновационных
из-за якобы безвозмездности инвестиции на них (благотворительность). Но
это чистый обман. В том же ФЗ – №127 основной формой взаимоотношений в
инновациях считается договор. В хоздоговоре никакой благотворительности
нет.
Между тем, среди докладов Конференции содержаться разработки, способные
при минимальных начальных затратах, меньших чем на те же немецкие светодиоды,
дать более приоритетную и более важную отдачу.
Так, например, Абрамов В.А. и ТСИ предлагают Арктическое направление гражданского
судостроения сделать для Санкт-Петербурга основным, поскольку оно долговременное,
экономически и стратегически приоритетное, т.к. рассчитано на освоение
Штокмановского ГКМ с работами по добыче, транспортировке и продаже нашего
природного газа ( ПГ ), что должно быть востребовано Газпромом. Ввиду сложности
основных технологий добычи и транспорта в условиях ледовой обстановки Арктики
наши высоко технологичные ЦКБ именно в судостроении могут конкурировать
с самым мощным и богатым сегодня Южнокорейским судпромом в создании подводного
криогенного завода и транспорта, по сжижению ПГ и перевозке СПГ даже на
восток. Этот вопрос предварительно согласовывался Абрамовым с этими ЦКБ
и заводами. При реализации его будет обеспечена загрузка всех верфей города
на многие годы вместо запланированного разрушения.
Достойным вкладом в ныне существующий в городе «зарубежный автомобильный
кластер» была бы разработка важного и современного отечественного элемента
автомобиля, например топливного элемента (ТЭ). К примеру, существуют серьёзные
разработки ТЭ на Урале, где созданы образцы электрогенераторов от 100
Вт до 1-2 КВт на ТЭ с твёрдоокисным электролитом (ТОТЭ), о чём было доложено
Косоноговым Д.Н. А, главное, есть отечественный заказчик – Газпром, которому
нужны тысячи штук такой автономной электростанции для катодной защиты трубопроводов
от коррозии – КЗТК, а это заказ на миллиарды рублей, что позволит быстрыми
темпами разрабатывать более дешёвые отечественные ТЭ в перспективе для
электромобиля.
Не менее интересным и важным явился доклад изобретателей энергомаш ф-та
СПбГПУ ( Матвеев Ю.В. ), в котором сообщалось о разработке автономной электростанции
на газотурбинном генераторе на 20 – 100 КВт под руководством проф. Рассохина
В.А., заслуженного изобретателя и члена ТСИ Эта электростанция может помимо
обеспечения электроэнергией и теплом газовых распределительных станций
магистральных трубопроводов составить серьёзную конкуренцию по проблеме
КЗТК.
Член правления ТСИ Коноваленко В.А. ещё в конце прошлого века запатентовал
«Способ управления пограничным слоем толстого крыла», позволяющий значительно
увеличить удельную подъёмную силу. На этой конференции, автор доложил о
запатентованной конструкции летающего автомобиля без выступающих наружных
крыльев, только на подъёмной силе корпуса-крыла. Полученный автором патент
только первый шаг, второй планируется в мастерской ТСИ на ул. Очаковской,
д. 8 в виде действующей модели, если ТСИ не выгонят из помещения.
Учёные и изобретатели из СПб Гос.Университета : д.т.н., проф. Кривовичев
С.В. и с.н.с. Бритвин С.Н. доложили о создании нового типа наносорбентов,
с помощью которых было разработано и запатентовано устройство обеззараживания
от ртути газовых светильников, т.е. новый эффективный способ демеркуризации.
Однако, ряд других не менее важных докладов изобретателей не состоялось
из-за нехватки времени и эту информацию ТСИ мог бы вынести в издании Сборника
Конференции ТСИ на V ПМИФ с помощью выделенной в бюджете субсидии 2012г.
Противостояние властных структур и ТСИ, в котором решается для первых вопрос
престижа (проучить непокорных), а для вторых – возможность самого существования,
в последнее время обострился до крайности, чему примером явилось отношение
к ТСИ на этом Форуме: выделение самого малого зала и то в самый последний
момент в резко ограниченный период времени.
Но главным показателем дискриминации ТСИ является полнейшая блокада Союза
по финансам, т.к. даже после выделения изобретателям в бюджете СПб. на
2012г. субсидии на 500 тыс. рублей в разделе КЭРППиТ на поддержку инновационных
проектов ТСИ, чиновники всячески мешают получить эту субсидию. Так И.о.
председателя Комитета экономики Илюхин И.В. сформулировал отказ ТСИ в возможности
получения этой субсидии, блокировав выход Постановления Правительства города
по расходной части субсидии ТСИ в 2012г.
Понимая, что позиция Илюхина И.В. ведёт к уничтожению ТСИ, который не получит
ни помещения ни денег на какое-либо развитие и зная, что именно Илюхин
И.В. возглавлял в последние пять лет промышленный сектор Комитета и фактически
несёт ответственность за все вышеуказанные ошибки, предлагаем усилить раздел
промышленности в КЭРППиТ более знающим промышленность специалистом.
Конференция предлагает:
1. Проект закона «О
научно-технической и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге», заказанный
руководством Законодательного Собрания, и разработанный рабочей группой
Совета при профильной комиссии по науке и ВШ. считать квалифицированным,
своевременным, принять за основу и рекомендовать к рассмотрению в Законодательном
Собрании Санкт-Петербурга,
2. Конференция обращается
в Правительство СПб с просьбой поручить:
а). КУГИ заключить арендный договор с ТСИ по ул. Очаковской, д. 8 на безвозмездной
основе
б). КЭРППиТ заключить договор с ТСИ по использованию бюджетной субсидии
ТСИ в 500 тыс. руб. на ремонт помещения по ул. Очаковской, д. 8 и закупку
двух необходимых станков для работы механической мастерской над инновационными
проектами изобретателей ТСИ.
Председатель Конференции
Попов Ю.Г.
Секретарь Конференции
Кузьмин Н.Г..